В России организацией баз данных различных сведений о подобных наименованиях занимается Роспатент. В частности, среди таких баз данных можно выделить Реестр российских наименований мест происхождения товаров.?
Существуют географические объекты, давшие общеупотребительные названия известным товарам. Среди таких названий, например, коньяк, шампанское, вологодское масло. По таким названиям можно идентифицировать продукт, определить его качество и важные свойства. Поэтому на такие графические указания может предоставляться исключительное право.
Наименование места происхождения товара – это уникальный объект индивидуальной собственности. Согласно статье 15 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, им может быть обозначение, содержащее наименование страны, местности, поселения, ставшего известным в отношении конкретного продукта. При этом характерные для данного географического объекта людские факторы или природные ресурсы должны определять специфические свойства данного товара.
Наименование места происхождения товара имеет существенные отличия от зарегистрированной торговой марки. Оно напрямую связано с местом производства продукта, поэтому исключительное право на него могут иметь сразу несколько предприятий конкретного региона, выпускающих одну продукцию. Эти предприятия не могут распоряжаться исключительным правом на наименование места происхождения товара – его нельзя передать в аренду или продать.